Иудейское наследие баптистов или преткновение в вере

Каждый человек, который считает себя христианином и искренне верующим, согласится, что лгать на Бога грех, что говорить о предметах веры не то, что о них говорит Евангелие, также грех, искажать слова Христа также является грехом.

Все это, суммируя, можно назвать одной фразой — ложь на Бога. Таким образом рождается лжеучение и идолопоклонство без статуй. Люди изобретают себе своего Христа, удобного для собственного понимания, и веруют в такого Христа, ими же извращенного и поруганного своим частным мнением, поклоняются идолу ума своего.

Для примера я беру учение о Вечере Господней одной самой крупной на постсоветском пространстве религиозной неопротестантской группы – это группа баптистов или евангелистов.

Впрочем, эта статья коснется не только их, но также и других протестантсвующих, которые расходятся во взглядах по многим вопросам с теми же баптистами и евангелистами.

Умаления Божества Иисуса Христа

И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов (Матф.26:26-28).

Неопротестанты склонны считать, что фразу «сие есть (ἐστίν гр.)», нужно понимать не буквально. Если быть последовательными их пониманию и выражаться современным языком, то Христос на Тайной Вечере устроил для апостолов флешмоб Своих грядущих страданий.

Греческое ἐστίν, которое на русский переведено как «есть» – это настоящее время. То есть, на тот момент, когда Христос говорит слова сие есть Тело Мое, хлеб в Его руках является Его Телом, апостолы берут вкушать Его Тело, уже не смущаясь. То же самое и с Кровью.

У некоторых неопротестантов возникает такой вопрос: если даже и предположить, что хлеб и вино становятся Телом и Кровью, то как это может быть во время Тайной Вечери, до страданий Спасителя? Один из главных аргументов в этом вопросе «до страданий».

Такие мысли у них от неправильного учения о Христе, о Его Божестве и Человечестве.

Через Тело, которое обожил Христос, постоянно проявлялись сверхъестественные свойства. Было бы ложью говорить, что эти свойства Тело получило после воскресения.

Например, когда Христос явился двум ученикам, которые следовали в Эммаус (Лук.24:13-32) и они не узнали Его, хотя и не смутились присутствию попутчика. Не смутились потому, что Он шел с ними, имея обычный человеческий вид, а не узнали из-за того, что Он был в ином образе, как это пишет евангелист Марк (Мар.16:12).

Затем Он неожиданно появляется среди учеников в закрытой комнате (Лук.24:36).

Сверхъестественные свойства Спаситель проявлял, будучи в Теле и до Своего распятия и воскресения. Достаточно вспомнить несколько эпизодов.

Тогда взяли каменья, чтобы бросить на Него; но Иисус скрылся и вышел из храма, пройдя посреди них, и пошел далее (Иоан.8:59).

Как Иисус скрылся от людей, которые стояли недалеко от Него, которые взяли камни, чтобы бросить в Него, а значит и видели Его и был Он на расстоянии броска камня от них? Стал для этих людей невидим!

Некоторые говорят: возможно,Его прикрыли ученики и вывели или смешался с толпой, но нуждается ли в этом Тот, который перед этим сказал: прежде нежели был Авраам, Я есмь?

Приведем еще один пример:

… и, встав, выгнали Его вон из города и повели на вершину горы, на которой город их был построен, чтобы свергнуть Его; но Он, пройдя посреди них, удалился (Лук.4:29-30).

Люди взяли Его, наверное, руками под руки и повели, понятно, что людей было не 3-4 человека, но Христос прошел посреди них и ушел. Как? Сделался для этих людей невидимым!

Одним из ярких событий было преображение, когда через Тело Христово была явлена слава обожения. Нужно также сказать о распятии Сына Человеческого. В любой момент Спаситель мог сойти с Креста, Он Сам отдал Свою жизнь. Как Бог, Он говорит: имею власть отдать ее! (Иоан.10:18).

Это как если одному человеку жгли руку,крепко держа ее над костром, а второй сам держит ее над огнем и может в любой момент ее убрать, но не убирает, терпя невыносимые муки.

Так и Христос, добровольно приняв страдания, вкусил смерть за многих.

Много можно еще писать, в том числе и о хождении по воде, которое, если быть последовательными логике учения неопротестантов, не было телесно, ибо Тело не может такого делать.

Возможно, неопротестантов устроил бы вариант, если бы на Вечере Христос отрезал от Себя кусочек плоти и дал вкушать его ученикам. Но поверили ли бы они, если бы на глазах учеников место, от которого была отторгнута плоть, заросло?

Человечество Христа было и есть в чаше и в хлебе потому, что так хочет Христос. Где хочет Христос, чтобы было Его человечество, там оно и будет независимо от думающих по-другому. Даже когда это не вмещает разум, потому что это уже плоскость доверия слову Христа.

Следует также обратить внимание на то, что неопротестанты в этом случае прибегают к тексту:

И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание. Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша [есть] Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается (Лук.22:19,20).

При этом они говорят: посмотрите, вот написано: сия чаша [есть] Новый Завет в Моей крови.
Этот текст необходимо рассматривать с текстом: ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета.
Неужели Евангелисты противоречат друг другу, один пишет — Кровь, другой — Новый Завет. Конечно, нет. И Кровь, и Новый Завет, но прежде Кровь, так как Нового Завета без Крови нет.

Апостолы вкушали Плоть и Кровь

Теперь нужно посмотреть, как ученики отнеслись к словам: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя (Матф.26:26-28).

У учеников не было возмущения или вопросов по поводу этих слов, но они восприняли все так, как сказал Спаситель. Более того, мы не находим в Евангелиях подробного объяснения Евхаристии Христом. Ведь Своим ученикам Он обычно объяснял притчи и аллегории, а о Крови и Плоти не объяснял. Не говорил, что есть и пить это означает жить жизнью или иметь Меня в своем сердце, помнить обо Мне всегда. Не говорит Он, что Плоть и Кровь – это символы Его учения и т. д.

Потому, наверное, Он этого не говорит, что все сказано уже и не требует каких-то дополнительных объяснений.

Для того чтобы лучше понять это, нужно обратиться к тексту:

Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира (Иоан.6:51).

Это известная фраза Спасителя. Многие неопротестанты говорят, что она не имеет отношения к установлению Евхаристии. Давайте посмотрим.

Приближалась Пасха. В Пасху в память о выходе из Египта евреи ели Пасхального Агнца, который был прообразом Иисуса Христа. Апостол Павел в 8-й главе послания к евреям пишет о том, что все те обряды, которые выполняли евреи, в том числе и поедание агнца, являются не чем иным, как тенями будущего, прообразами того, что должно прийти, прообразами настоящего, истинного, реального.

Например, евреи должны были есть мясо печеного ягненка и не должны были при этом ломать его костей. Казалось бы, зачем? Оказывается,эта деталь является пророческой о Христе, написано: Ибо сие произошло, да сбудется Писание: кость Его да не сокрушится (Иоан.19:36).

Дело в том, что распятым, чтобы они быстрее умерли, перебивали ноги, ломая кости, Христу — не перебили.

Ели на Пасху евреи агнца из года в год, храня пророчество о Спасителе. После Его прихода уже не нужно есть пасхального агнца, потому что с приходом Настоящего глупо служить Его теням, и Христос дает в пищу уже Свою Плоть.

Дает в пищу Плоть Свою не значит отдает Себя на смертные муки ради жизни мира, Он и так Ее отдает, но отдавши, Он дает ее в пищу.

Христос открывается тем самым истинным Агнцем, прообразом которому служил пасхальный ягненок. Об этом откровенно говорит Иоанн Креститель: На другой день видит Иоанн идущего к нему Иисуса и говорит: вот Агнец Божий, Который берет [на Себя] грех мира (Иоан.1:29).

И вот Спаситель говорит: Хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя. В этом случае Плоть не является неким прообразом чего-то, наоборот, хлеб — прообраз Плоти. Хлеб — образ, Плоть — настоящее, Тело Христово!

Что отдает Христос за жизнь мира, о чем Он говорит? За жизнь мира Он отдает Свою Плоть, не хлеб. Он идет на распятие, как человек умирает, Тело Его отдано за жизнь мира. Не учение Он отдает за жизнь мира, не какую-то заповедь, не образ доброй жизни, не рукописание, Свое Тело Он отдает за жизнь мира.

Как поняли эти слова иудеи (Иоан.6:52)?

Из их рассуждения видно, что они восприняли Его слова так, как и слышали. Всю речь Спасителя и о хлебе и плоти они поняли, как есть. Если бы они поняли Его слова так, как будто Он имеет в виду вещи символические или учение, или образ жизни, то в чем соблазн и из-за чего спорить? Они не начали спорить о хлебе, а именно о плоти: как Он может дать нам есть Плоть Свою?

И что же? Спаситель сказал им о том, что это просто символы или образы или нечто другое, не плоть, не мясо (σάρξ гр.)? Нет, но Он говорит: Истинно, истинно (ἀμήν, ἀμήν гр.) говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни (Иоан.6:53).

В кругах неопротестантов есть такое понятие, что если Господь говорит «истинно, истинно» то есть «аминь, аминь», то этим Он хочет что-то утвердить и обратить внимание на Свои слова. Евангелист Иоанн употребляет такую форму в очень важных частях Евангелия.

«Истинно, истинно» или «Аминь, аминь», то есть да будет верно, Спаситель подтверждает Свое предыдущее утверждение двоекратным «аминь, аминь». Его утверждение верно, как Он сказал, так и есть, и в это утверждение нужно верить, и слово, которое вы услышали: хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя — верно!

Эта ситуация похожа на ту, когда православный говорит человеку, который вырос в учении баптистов: мы вкушаем истинное Тело и Кровь Христа в хлебе и вине, не символы, а истинное Тело и Кровь Христа.

Собеседник немало удивится и подобно Никодиму скажет: как такое может быть?

Далее мы также видим, что и многие из учеников Его говорили: какие странные слова! кто может это слушать? (Иоан.6:60). Но разве Христос говорит им, что это только образы, символы, что это значит учение или образ жизни, или иметь Христа в сердце (шаблонная фраза современных неопротестантов)? Нет, по-человечески Он усугубляет ситуацию, отталкивает учеников, говоря: это ли соблазняет вас? Что ж, если увидите Сына Человеческого восходящего [туда], где был прежде? (Иоан.6:61-62).

Задумайтесь над этими словами: Что ж, если увидите Сына Человеческого восходящего [туда], где был прежде?

Спаситель их не приземляет, стараясь удовлетворить их неверие, но, наоборот, говорит о вещах еще более странных и очень откровенно. Может быть, и о Своем воскресении и вознесении Он говорил образно, символически? Если быть последовательным логике учения баптистов, то да.

66-й стих нам говорит, что многие из учеников из-за этих слов отошли от Него и больше за Ним не ходили.

Почему они отошли, почему иудеи не могли принять такого Его слова? Потому что Христос их специально провоцировал? Нет, конечно, ведь Он Спаситель, Он пришел для того, чтобы спасти, а не погубить. Они не веровали, как написано: есть из вас некоторые неверующие (Иоан.6:64).

Вот основная причина «верующих» иудеев, которые говорили о себе, что Бог их Отец — они не веровали. По этой причине они не смогли принять слова: ядущий Меня жить будет Мною (Иоан.6:57) — куда уже откровеннее!

Неверное учение о Вечере Господней (Причастии), которое изобрели для протестантствующих, продолжает линию неверующих иудеев. В своих принципах баптисты пишут: «Спасает только живая вера». Они так пишут, но веру имеют иудейскую, не веруя словам Христа: Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную (Иоан.6:54).

Эта одна из тех причин, по которой они отторгли себя от Церкви и создали свои собственные сообщества, они подобны соблазнившимся и отошедшим от Христа ученикам.

Говоря о живой вере, учение баптистов на самом деле свидетельствует, что они отреклись от нее, поступая так, как иудеи по отношению ко Христу.

 

Они пишут в своих принципах: «Вечеря Господня (Хлебопреломление) выражает наше единение со Христом и друг с другом».

Но Спаситель говорит, что наше единение с Ним — это вкушение Его Тела и Крови: Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем (Иоан.6:56).

Церковь пост-апостольского периода вкушала Тело и Кровь Христа

 

Можно привести много примеров и исторических свидетельств того, как древняя Церковь понимала и учила о Причастии, но приведу лишь несколько, чтобы не утомить.

Подобно соблазнившимся иудеям от слов Христа, также соблазнялись и язычники. Вот пример того, как понимали язычники Таинство Евхаристии, совершаемое христианами.

Это отрывок из книги Минуция Феликса, апологии, которая написана в стиле беседы между друзьями Минуция, язычником Цецилием и христианином Октавием. Автор жил во второй половине II века и начале III.

«Говорят также, что они почитают человека, наказанного за злодеяние страшным наказанием, и бесславное древо креста: значит, они имеют алтари приличные злодеям и разбойникам, и почитают то, чего сами заслуживают. То, что говорят об обряде принятия новых членов в их общество, известно всем и не менее ужасно. Говорят, что посвящаемому в их общество предлагается младенец, который, чтоб обмануть неосторожных покрыт мукою: и тот обманутый видом муки, по приглашению сделать, будто невинные удары, наносит глубокие раны, которые умерщвляют младенца, и тогда, – о, нечестие! присутствующие с жадностию пьют его кровь и разделяют между собою его члены. Вот какою жертвою скрепляется их союз друг с другом, и сознание такого злодеяния обязывает их к взаимному молчанию».

Почему среди язычников ходил такой слух о Таинстве Евхаристии, понятно — они узнавали о нем от самих христиан и толковали его именно в таком свете. Если бы христиане преподносили Таинство как символы, аллегорию, какие-то образы, то, конечно, у язычников и повода не было бы для соблазна, как и иудеев. Поэтому, считая кощунством Евхаристию, язычники оскорбляли христиан, как и Христа иудеи, как и написано: Помните слово, которое Я сказал вам: раб не больше господина своего. Если Меня гнали, будут гнать и вас; если Мое слово соблюдали, будут соблюдать и ваше (Иоан.15:20).

Отчего же протестантсвующие не желают принимать истинное учение о Теле и Крови? Может, потому, что хотят выглядеть в глазах этого мира разумными и порядочными…Но не сказал ли Апостол Павел: Ибо мудрость мира сего есть безумие пред Богом (1Кор.3:19).

Игнатий Антиохийский. Священномученик

Игнатий Богоносец (Епископ Антиохийский), который был предан смерти за веру во Христа примерно в 107 году, который был знаком с Поликарпом, учеником апостола Иоанна, в своем письме к Церкви в Смирне пишет:

«Они удаляются от евхаристии и молитвы, потому что не признают, что евхаристия есть плоть Спасителя нашего Иисуса Христа, которая пострадала за наши грехи, но которую Отец воскресил, по Своей Благости. Таким образом, отметая дар Божий, они умирают в своих прениях».

Разве не напоминают его слова описанное в Евангелии?

Тогда Иудеи стали спорить между собою, говоря: как Он может дать нам есть Плоть Свою? (Иоан.6:52).
С этого времени многие из учеников Его отошли от Него и уже не ходили с Ним (Иоан.6:66).

Письмо Игнатия Богоносца к римской церкви:

«Нет для меня сладости в пище тленной, ни в удовольствиях этой жизни. Хлеба Божия желаю, хлеба небесного, хлеба жизни, который есть плоть Иисуса Христа, Сына Божия, родившегося в последнее время от семени Давида и Авраама. И пития Божия желаю, – крови Его, которая есть любовь нетленная и жизнь вечная».

Из текстов видно, что Игнатий, Епископ Антиохийский, понимал евхаристию как причащение Крови и Тела Христа. Он не гнушается называть хлеб — Телом, а вино – Кровью. Более того, мы видим, что от такого понимания некоторые удаляются, от правильного понимания евхаристии.

Игнатий не принадлежал к группе христиан V, IV или даже III века. Он был казнен в начале II века. То есть, доводы в отношении того, что Церковь пришла к неправильному пониманию через пару столетий через влияние на нее языческих культов, мне видятся некорректными. Влияние на христиан в то время язычниками выражалось в одном — в предании их смерти. В том числе они осуждали их за то, что они говорили, что причащаются Крови и Тела, вследствие этого их больное воображение рисовало страшные картины и придумывало сплетни. Но если бы евхаристическая трапеза не была бы Кровью и Телом Христа, а просто знаками или знаками воспоминания, то почему бы не объяснить это язычникам и продолжать жить спокойно, как делали это удаляющиеся от евхаристии?

Иустин Философ. Мученик

Посмотрите, как описывает в своей апологии евхаристию Иустин Мученик, которого казнили за веру во Христа в 165 году:

«… мы принимаем это не так как обыкновенный хлеб или обыкновенное питье: но как Христос, Спаситель наш, Словом Божиим воплотился и имел плоть и кровь для спасения нашего, таким же образом пища эта, над которой совершено благодарение через молитву слова Его, и от которой через уподобление получает питание ваша кровь и плоть, есть – как мы научены –Плоть и Кровь того воплотившегося Иисуса».

Далее Иустин приводит основание из апостольского святого предания, так как на то время еще не было канона Святого Писания: «Ибо апостолы в написанных ими сказаниях, которые называются Евангелиями, предали, что им было так заповедано: Иисус взял хлеб и благодарил и сказал: это делайте в Мое воспоминание, это есть тело Мое; подобным образом Он взял чашу и благодарил и сказал: это есть кровь Моя, и подал им одним».

Как видно, до благодарения это хлеб и вино, а после — Тело и Кровь. Не от этой ли молитвы удалялись те, о ком предупреждал Игнатий Богоносец, цитату из которого я приводил выше?

Иустин был казнен во второй половине II века, но, тем не менее, мы видим, что понимание причастия аналогично пониманию с Игнатием Антиохийским.

Неверующие в то, что после молитвы благодарения мы причащаемся Телу и Крови Христа, должны быть последовательны в своих суждениях и подвергнуть сомнению слова евангелиста Иоанна: «… и слово стало плотью».

Ириней Лионский. Священномученик

Священномученик Ириней Лионский принял мученическую смерть вначале III века, он пишет:

«Как земной хлеб, через призывание на него Бога, уже не есть обыкновенный хлеб, но Евхаристия, состоящая из земного и небесного, так и тела наши, приобщаясь Евхаристии, уже не тленны, но имеют надежду Воскресения»

Иоанн Златоуст, умер около 408 года, он показывает нам понимание церкви того времени: места Писания из Евангелия от Иоанна 6 глава 53-55 стихи:

Истинно говорю вам, говорит Христос, если кто не будет есть плоти Моей и пить крови Моей, тот не будет иметь жизни в себе. Так как иудеи пред тем говорили, что это невозможно, то Он показывает, что не только не невозможно, но и весьма необходимо. Поэтому и прибавляет: «ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день».

«Слова Его: если кто ест от хлеба сего, не умрет во веки, легко могли показаться им странными, как и тогда, когда они говорили: Авраам умер, и пророки умерли, как же Ты говоришь: «не вкусит смерти?». Поэтому Он, чтобы разрешить такое недоумение и показать, что действительно не умрет навсегда, упомянул о воскресении. Часто же говорит о таинстве (причащения), чтобы показать, как оно необходимо и что оно непременно должно быть. «Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие» (Ин.6:55). Что значат эти слова? Ими Он хочет или сказать то, что плоть Его есть истинное брашно, спасающее душу, или же уверить их в сказанном, так чтобы они не считали слов Его загадкою и притчею, но знали, что непременно должно вкушать Его тело».

Иоанн Златоуст

И еще из святителя Иоанна Златоуста по этому вопросу:

«И называет кровью Нового Завета, то есть, обетования, возвещения нового закона. Это обещано было издревле, и составляет Новый Завет. И как Ветхий Завет имел овнов и тельцов, так и новый имеет кровь Господню. Этим самым Христос показывает и то, что Он претерпит смерть; потому упоминает и о завете, и вспоминает вместе о первом, так как и этот завет обновлен был кровью.

Далее, опять говорит о причине Своей смерти: «Ибо сие… за многих изливаемая во оставление грехов», и прибавляет: «сие творите в Мое воспоминание». Видишь ли, как Христос отклоняет и отвращает от иудейских обычаев? Как пасху вы совершали, говорит Он, в воспоминание чудес, бывших в Египте, так и это таинство совершайте в Мое воспоминание. Кровь Ветхого Завета была изливаема во спасение первородных, а эта кровь изливается во оставление грехов всего мира: «Сие есть Кровь Моя, – говорит Он,– изливаемая во оставление грехов». Это сказал он также и для того, чтобы показать, что страдание и крест суть таинство, и этим опять утешить учеников.

И как Моисей сказал: это да будет памятно для вас вечно (Исх. 3:15), так и Христос говорит: «В Мое воспоминание», до того времени, как Я приду. Потому говорит еще: «Очень желал Я есть с вами сию пасху» (Лк. 22:15), то есть, предать вам новые установления, и даровать пасху, чтобы чрез нее сделать вас духовными. И сам пил из чаши, для того, чтобы ученики, услыша это, не сказали: что такое, мы пьем кровь и едим плоть? – и от того не смутились. (Ведь когда Христос говорил об этом, то и самыми словами многие соблазнялись).

Итак, чтобы ученики и тогда не смутились, Он сам первый совершил это, побуждая их приступить к приобщению тайн без смущения. С этою-то целью Он и пил сам собственную кровь. Что же? Не должно ли, скажешь ты, совершать и древнее, и новое таинство? Ни в каком случае. Христос для того и сказал: «сие творите», чтобы отклонить от древнего. Если новое таинство дарует оставление грехов, – а оно действительно дарует, – то древнее уже излишне.

Поэтому как было у иудеев, так и здесь с таинством Христос соединил воспоминание благодеяния , и этим заграждает уста еретиков… Он не удовольствовался лишь тем, что сделался человеком, был заушен и умерщвлен; но Он еще сообщает Себя нам, и не только верою, но и самым делом делает нас Своим телом… Христос… Сам питает нас собственною кровью, и через все соединяет нас с Собою… Действия этого таинства совершаются не человеческою силою.

Тот, Кто совершил их тогда, на той вечери, и ныне совершает их. Мы занимаем место служителей, а освящает и претворяет дары сам Христос… Это та же самая трапеза, которую предлагал Христос, и ничем не менее той. Нельзя сказать, что ту совершает Христос, а эту человек; ту и другую совершает сам Христос»

И еще он пишет:

«Итак, чтобы не любовью только, но и самым делом быть нам членами плоти Христовой, будем причащаться этой плоти. А это бывает чрез пищу, которую Христос даровал, чтобы выразить Свою великую любовь к нам. Для того Он смешал самого Себя с нами и растворил тело Свое в нас, чтобы мы составили нечто единое, как тело, соединенное с головою».

Кирилл Александрийский

Кирилл Александрийский, который скончался в 444 году, также оставил нам понимание Церкви того времени на место из Евангелия от Иоанна 6 глава 53-55 стихи. Он пишет:

«Итак, Христос дает за жизнь всех Свое тело и опять вселяет нам чрез него Жизнь, а как (совершается это), скажу по мере сил. Поелику животворное Слово Божие вселилось в плоти, Оно преобразовало его в собственное качество, то есть жизнь, и, все всецело соединившись с ним неизреченным образом единения, явило его животворным, каково и Само Оно есть по природе.

Посему Тело Христово животворит тех, которые становятся причастниками Его, ибо изгоняет смерть, когда является между умирающими, и удаляет тление, нося в себе Слово, совершенно уничтожающее тление ….

«Верующий в Сына имеет жизнь вечную, а неверующий (не повинующийся) Сыну не узрит жизни, но гнев Божий пребудет на нем» (Ин.3:36).

Итак, вот, говорит, объятый неверием не узрит жизни, хотя вся тварь ожидает себе возвращения к жизни и воскресения. Очевидно отсюда, что Спаситель справедливо назвал жизнью благоуготованную святым, разумею жизнь в славе и в святости, которую, как это несомнительно ни для кого из благомыслящих, должны будут наследовать приступающие к причастию Животворящей Плоти».

Необходимо также обратить внимание на ранние церковные соборы, где собирались епископы и представители церквей.

18 правило Первого Вселенского Собора в городе Никее, который был созван в 325 году, гласит:

«Дошло до святаго и великаго Собора, что в некоторых местах и градах диаконы преподают пресвитерам евхаристию, тогда как ни правилом, ни обычаем не передано, чтобы не имеющие власти приносить, преподавали приносящим Тело Христово …»

Из правила видно, как называли евхаристические дары епископы «Тело Христово». Это было общее учение церкви того времени. На этом соборе присутствовало 318 епископов. Этот факт также подтверждает, что это было всеобщее учение церкви, а не чье-то частное мнение.

Правило 46 поместного Карфагенского собора, который был созван в 393 году, гласит:

«В святилище да не приносится ничто, кроме Тела и Крови Господни, якоже и сам Господь предал, то есть, кроме хлеба и вина, водою растворенного. Начатки же, или мед, или млеко, по обычаю, да приносятся в един известный день, как таинственное знамение младенцев. Хотя же сии вещи и приносятся к алтарю: впрочем, да имеют собственно свое благословение, отделяясь от святыни Тела и Крови Господни. Начатки же да не приносятся ни от чего, кроме винограда и пшеницы».

И снова хлеб и вино для евхаристии употребляются особо, как Тело и Кровь и отделяется от всякой пищи.

Далее, Кирилл Александрийский и Собор, собравшийся в Александрии из египетского округа, пишут письмо к еретику Несторию, который умалял Божественную природу Христа и почитал Его только за человека.

По Несторию Христос был обычным человеком, в котором жил Бог.

Вот часть из послания к Несторию с освещением того вопроса, который мы рассматриваем:

«Возвещая смерть по плоти единородного Сына Божия, т. е. Иисуса Христа, исповедуя Его воскресение из мертвых и вознесение на небеса, мы совершаем в Церквах бескровную жертву, приступаем, таким образом, к таинственным благословениям и освящаемся, причащаясь святой плоти и честной крови Христа, Спасителя всех нас; принимаем не как обыкновенную плоть (да не будет!), не как плоть человека освященного и сопряженного со Словом единением достоинства или сделавшегося обиталищем божества, но как Кровь поистине животворящую и собственную для самого Слова. Ибо Оно, как Бог и Жизнь по естеству, и став едино со Своею Плотью, явно сделало ее животворящею. Поэтому, хотя говорят нам: «Аминь, аминь глаголю вам, аще не снесте плоти Сына человеческаго, ни пиете крове Его» (Ин.6:53), однако же мы должны разуметь плоть не человека, одного из подобных нам (ибо как плоть человека будет животворящею по собственному естеству своему), но плоть, поистине принадлежащую собственно Тому, Кто ради нас сделался и действовал как Сын человеческий».

Кирилл Иерусалимский

Святитель Кирилл Иерусалимский, один из великих учителей ранней церкви, который принимал участие во II Вселенском Соборе пишет:

О Теле и Крови Христовой. На слова из Павлова послания к Коринфянам:Ибо я от [Самого] Господа принял то, что и вам передал … (1Кор.11:23)

1. Даже одно cиe блаженного Павла учение довольно к тому, чтобы удостоверить вас о Божественных тайнах, коих сподобясь, вы соделались Христу стелесными и скровными. Ибо теперь вопиял Апостол: … что Господь Иисус в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб и, возблагодарив, преломил и сказал: приимите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое; сие творите в Мое воспоминание. (1 Кор. 11, 23–24).
И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов. (Матф.26:27,28).
А когда Сам (Христос) объявил и сказал о хлебе: cиe есть тело Мое, после сего кто уже осмелится не веровать? И когда Сам уверил и сказал о чаше: сия есть кровь Моя, кто когда усомнится и скажет, что cиe не кровь Его?

2. Он в Кане Галилейской некогда воду претворил в вино (Ин. 2: 1 — 10), сходное с кровию: и недостоин ли веры, когда вино в кровь претворяет? Если зван быв на брак телесный, совершил Он cиe преславное чудо: не паче ли сынам брачным (Мф. 9, 15) даровав Свое тело и кровь Свою в наслаждение, требует исповедания нашего.

3. Почему со всякою уверенностью примем cиe, как тело и кровь Христову. Ибо во образе хлеба дается тебе тело, а во образе вина дается тебе кровь? дабы приобщився тела и крови Христа, соделался ты Ему стелесным и скровным. Ибо таким образом бываем и Христоносцами, когда тело и кровь Его сообщится нашим членам. Так, по словам блаженного Петра, соделались причастниками Божеского естества (2 Пет. 1, 4).

4. Некогда Христос, беседуя, говорил к иудеям: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни (Ин. 6, 53). Они же не духовно услышав реченное, но соблазнившись, идоша вспять (Ин. 6, 61–62, 66), думая, что к плотоядению склоняет их.

5. Были и в Ветхом Завете хлебы предложения: но оные, как относились к Ветхому Завету, отменены. А в Новом Завете существует хлеб небесный и чаша спасения (Пс. 115, 4), освящающие душу и тело. Ибо как хлеб сходствует с телом, так слово душе приличествует.

6. Итак, хлеб и вино (в Евхаристии) не разумей простыми: ибо оные тело суть и кровь Христова, по изречению Владыки. Ибо хотя чувство тебе и представляет cиe, но вера да утверждает тебя. Не по вкусу рассуждай о вещи, но от веры будь известен без coмнения, что ты сподобился тела и крови Христовы.

7. И объясняет тебе Давид сего (таинства) силу, говоря: уготовал еси предо мною трапезу сопротивстужающим мне (Пс. 22, 5). А слова его означают cиe: прежде Твоего пришествия, трапезу человекам бесы уготовляли, нечистую и скверную (Мал. 1, 7), исполненную диавольской силы: но по Твоем пришествии, о Владыко! уготовал еси предо мною трапезу. Когда человек говорит Богу; уготовал еси предо мною трапезу, что иное значит, если не таинственную и мысленную трапезу, которую Бог нам уготовал сопротив, то есть из противного противную, и сопротив бесов? И весьма справедливо. Ибо оная общение имела с демонами, а сия — общение с Богом. Умастил еси елеем главу мою (Пс. 22, 3). Елеем умастил твою главу на челе, чрез печать, которую ты имеешь от Бога: дабы ты был образ печати, Святыня Господня (Исх. 28, 36). И чаша Твоя упоявающи мя, яко державна (Пс. 22, 5). Видишь ли, что здесь говорится о той чаще, которую взял Иисус в руки, благодарил, и сказал: cия есть кровь Моя, яже за многия изливаемая во оставление грехов (Мф. 26, 28).

8. Почему и Соломон, о сей гадательствуя благодати, в Екклезиасте говорит: прииди, яждь в веселии хлеб твой (Еккл. 9, 7), (то есть, духовный хлеб. И чрез слово прииди именует спасительное и блаженнотворное призывание). И пий во блазе сердцы вино твое, то есть, вино духовное. И елей на главу твою да излиется (Еккл. 9, 8). (Видишь ли, как и таинственное назнаменовал Миропомазание?) И во всяко время да будут ризы твоя белы, яко угодна Богу творения твоя (Еккл. 9, 8). Ибо прежде нежели приступил ты к благодати, суета cyeтcтвий (Еккл. 1, 2) были дела твои. Когда же совлекся ты ветхих одежд и облекся духовно в белые, то надлежит во всякое время носить белое. Совсем не то мы говорим, что якобы тебе надлежит во всякое время облачаться в белые одежды, но в белые в истинном смысле и светлый, (то есть духовный): нужно тебе одеваться, дабы говорил ты с блаженным Исаиею: да возрадуется душа моя о Господе: облече бо мя в ризу спасения, и одеждею веселия одея мя (Ис. 61, 10).

9. Cиe узнав и удостоверився, что видимый хлеб не есть хлеб, хотя вкусом чувствуется, но тело Христово: и видимое вино не есть вино, хотя по вкусу так представляется, но кровь Христова: как о сем древле и Давид воспевая говорил: и хлеб сердце человека укрепит, умастити лице елеем (Пс. 103, 15). Укрепляй сердце твое, причащаясь того яко духовного: умащай лице души твоей. Имея оное откровенным в чистой совести и созерцая славу Господню, о когда бы приходил ты от славы в славу (2 Кор. 3, 18), о Христе Иисусе! Коему честь, и держава, и слава во веки веков. Аминь.

Итак, мы видим, что на протяжении пяти веков христиане воспринимали Евхаристию как причастие к Телу и Крови Христа, а не просто знаки, воспоминание или хлебопреломление. Несмотря на это, многие говорят, что в христианство такие традиции вошли благодаря влиянию языческих культов или различных философий, и подобная традиция зародилась позже, когда Церковь отошла от истинного понимания веры. На самом деле от начала, от апостолов, вплоть до V века, сохранялось именно это понимание причастию к Телу и Крови Христа. Поэтому стоило бы удивляться не тому, что в Православной Церкви это понимание сохранилось, а наоборот, человеческому учению неопротестантов, которое отрицает Евхаристию, отделяет людей от единства веры (Иуд.1:19) и вводит их в заблуждение, убеждая, что они есть последователи Иисуса Христа.

Учение протестантствующих о Причастии является ложным

 

Но можно ли причащаться к Телу и Крови Христа вне Его Церкви? Например, если какой член группы баптистов или пятидесятников сам в себе будет думать и верить, что, пия от чаши и вкушая хлеб, он ест Тело и пьет Кровь Христа, будет ли это так? Как это возможно вне Церкви, которая есть Тело Христово?!

Это подобно тому, как кто попал в яблочный сад, где растут одни только яблоки и больше ничего, срывает яблоко и представляет себе, что это слива, потому что ему очень хочется сливу, представляет себе, что она мягкая и старается губами из нее высосать сок, но не получается. А через дорогу от этого сада есть сад со сливами и там люди едят сливы. Смотрят люди на потуги этого несчастного и жалеют его, потом начинают звать его: иди к нам, у нас тут вкусные и сладкие сливы, настоящие сливы, не выдуманные. Но у того человека в ушах наушники и он их не слышит, и люди, которые находятся в саду со сливами, расстраиваются, что некому вынуть из ушей этого несчастного наушники.

Сегодня, как и почти 2000 лет назад, Христос зовет вас словами в Свою Церковь: приимите, ядите: сие есть Тело Мое за вас ломимое …

Не будьте как те иудеи, которые смутились и отреклись от Спасителя и Его Тела и Крови. Не будьте как те язычники, побрезговавшие ради мудрости мира сего и погнушались Тела и Крови. Не уподобляйтесь образам, которые описал псалмопевец:

Не будьте как конь, как лошак несмысленный, которых челюсти нужно обуздывать уздою и удилами, чтобы они покорялись тебе (Пс.31:9).

Но, как истинные Боголюбцы, отрекшись от лжеучения, с чистой совестью приступите к истинной пище и истинному питию (Иоан.6:55), которые вам приготовлено в Церкви Христом!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *